Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю
продолжительностью 60–90 минут. Продолжительность занятий определяется их
интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением
времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу
в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки:
теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по
физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература.
Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной
федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется
упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим
действиям баскетболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния
баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы,
связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на
упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения
без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по
кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в
нападении и защите.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Щавинская Светлана Александровна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержательное обеспечение разделов программы
Теоретическая подготовка
1 Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2 Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3 Физическая подготовка баскетболиста.
4 Техническая подготовка баскетболиста.
5 Тактическая подготовка баскетболиста.
6 Психологическая подготовка баскетболиста.
7 Соревновательная деятельность баскетболиста.
8 Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9 Правила судейства соревнований по баскетболу.
10 Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
1 Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с
предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами
различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка,
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2 Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1 Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх – вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2 Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3 Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4 Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
1 Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2 Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3 Перехват мяча.
4 Борьба за мяч после отскока от щита.
5 Быстрый прорыв.
6 Командные действия в защите.
7 Командные действия в нападении.
8 Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель занятий – формирование физической культуры занимающихся.
Задачи работы секции:
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела
"Баскетбол" и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования
основ индивидуального здорового образа жизни;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
формирование умений в организации и судействе спортивной игры "Баскетбол".
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты:
– Создание конкурентно-способных команд мальчиков и девочек;
– укрепление психического и физического здоровья учащихся;
– применение полученных навыков в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
– снижение количества правонарушений среди подростков.
– в результате освоения данной программы учащиеся должны знать:
– педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитание физических качеств;
– биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
– возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физическими упражнениями;
– психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
– правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
уметь:
– технически правильно осуществлять двигательные действия данного вида спорта, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
– разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
– контролировать и регулировать функциональное состояние организма при физической нагрузке, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
– управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
– соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях, оказывать первую доврачебную помощь при травмах и несчастных случаях;
– пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами.